Новости

«Совещание по вопросу повышения качества жизни пожилых людей»

Д.А. Медведев в своем выступлении отметил:

«Каковы теперь конкретные задачи? Я их назову. Первая и, может быть, очень важная в условиях работы в нашей стране – у нас существует очень значительный разрыв между регионами в уровне доступности медицинской помощи, это так. В Петербурге – один уровень, в Сибири – другой, на Дальнем Востоке – третий, но люди наши живут везде, и это люди уже зрелого, преклонного возраста. Поэтому нужно внедрять разные формы оказания медицинской помощи, наиболее приспособленные к условиям конкретной местности, конечно, касающиеся одиноких и больных людей. Речь идёт о стационарах на дому, о патронатных службах, о мобильных медицинских комплексах. Я много таких осмотрел, они особо востребованы на селе и в провинции, в удалённой местности, где медицинское обслуживание является по понятным причинам более сложным.»

«Третье. Среди учреждений соцобслуживания только чуть больше 1% – это заведения негосударствен­ные. Конечно, государству придётся и дальше в значительной мере вести эту работу: по понятным причинам её не на кого переложить. Но с другой стороны, частно-государственное партнёрство, в том числе с использованием молодёжных волонтёрских движений, бизнеса, благотворительных структур, – это всё-таки очень правильная форма труда, и надо более активно действовать в этом направлении. У нас, кстати, есть ведь и специальные бюджетные деньги на это, предусмотрены. Есть специальная программа «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Там тоже деньги приличные и достаточно: 1,5 млрд рублей на 2013 год».

В.И. Скворцова:

«Безусловно, во всей системе наших мер особое внимание мы уделяем раннему выявлению заболеваний и по возможности их коррекции. И я хотела бы обратить внимание на то, что с 2013 года мы возобновляем тотальные диспансеризации всего взрослого населения – с 21 года и до самого уважаемого возраста. Эта диспансеризация будет проходить раз в три года и будет включать весь необходимый перечень специалистов, в том числе невролога, офтальмолога, гинеколога, уролога, других специалистов, широкий спектр лабораторных исследований, а также инструментальных и функциональных исследований. В 2013 году всего диспансеризацию пройдёт около 30 млн человек взрослого населения, в том числе более 6 млн человек – старше 60 лет. По результатам диспансеризации выявляются группы риска: на сегодняшний день 72% людей старше 60 лет имеют те или иные хронические заболевания и более 17 млн. человек находятся на постоянном диспансерном наблюдении».

«Активно используются выездные формы работы. За 2012 год сформировано 6,6 тыс. выездных бригад специалистов, а также было организовано более 700 единиц специальной мобильной медицинской техники – это передвижные центры здоровья, врачебные амбулатории, ФАПы, флюорографы, маммографы и некоторые другие варианты. В 2013 году дополнительно будет приобретено субъектами Российской Федерации 235 передвижных медицинских комплексов для возможно максимального охвата диспансеризацией всего населения. Имеется положительный опыт ряда субъектов по организации больничных автобусов для доставки пожилых людей, проживающих в сельской местности, в лечебно-профилактические учреждения и, соответственно, обратно. Общая заболеваемость взрослых людей старше 60 лет составила более 66 млн случаев в год. Это 208 тыс. заболеваний на 100 тыс. населения старше 60 лет. Соответственно, среди всех стационированных пациентов 28,7% составили лица старших возрастных групп. В основном помощь оказывается в общей стационарной сети, но я хотела бы обратить внимание на то, что дополнительно развернуто 1,39 тыс. геронтологических коек, необходимость которых очевидна, поскольку всё в большей степени проявляются особенности как возрастные и физиологические, так и особенности течения заболеваний, в том числе особенности фармакокинетики и фармакодинамики, необходимость корригировать лекарственную терапию с повзрослением населения. Фактически геронтология является методологической базой, которая позволяет учитывать особенности больных старших возрастных групп при разных профилях медицинской помощи».

«Особый, целый комплекс мер был реализован для повышения доступности  лекарственной помощи. Для этого 3599 ФАПов оборудованы специальными аптечными пунктами, им разрешено отпускать лекарственные препараты в розницу, соответственно, лицам, проживающим в сельской местности. Кроме того, введена трёхмесячная выписка рецептов, что позволяет сократить количество визитов к врачу для выписки рецептов. Хотелось бы отметить, что мы ввели приём заказов на лекарственные препараты по телефону и по электронной почте, введены социальные аптеки, предоставление скидок пожилым гражданам на лекарственное обеспечение. Кроме того, вместе с социальной службой специально разработана система доставки лекарственных препаратов на дом. Мы разработали целую систему выявления лиц, нуждающихся в такой доставке лекарств: это и подомовые обходы, и выявление при оказании патронажных услуг, и в процессе работы мобильных медицинских бригад, и при опросе пожилых людей, в том числе проживающих в специальных социальных домах и в домах ветеранов».

В заключении Д.А. Медведев сказал:

«Я в своем вступительном слове специально сказал об исключительной важности создания государственно-частных партнёрств для решения проблем зрелых людей или людей старшего возраста. Всё, конечно, это хорошо, нам бы только не заиграться в такую сверхполиткорректность, в которую любят играть некоторые наши дружественные государства. Не столь важно, как мы именуем соответствующую возрастную категорию. Но действительно сейчас, судя по тем данным, которые у меня здесь указаны, только 1% учреждений соцобслуживания – негосударственные. Судя по нашей дискуссии, в силу представительства, как раз ситуация ровно другая, потому что у нас в основном наиболее активно выступали представители негосударственной сферы, волонтёрских движений, некоммерческих организаций. Это хорошо, это означает, что всё-таки мы постепенно начинаем менять эту систему, потому что она всё равно в силу всем понятных причин больше никогда не будет такой государственной, как она была в советский период».

«Мне кажется, что идея – создать группу для того, чтобы оценить состояние законодательства в этой сфере, – абсолютно правильная. Нам такую группу нужно создать, и вычистить законодательство, ну и подумать, конечно, о новых способах и мерах поддержки и новых движений и, конечно, государственной системы в целом, потому что  основное бремя она будет нести на себе ещё весьма значительное время, весьма существенный период».