Новости

Круглый стол «Создание Национальной телемедицинской системы (НТС)

На Круглом столе были обсуждены следующие вопросы:

- Цели, задачи и ожидаемые результаты создания НТС

- Законодательная и нормативная правовая база создания и функционирования НТС

- Финансирование создания и дальнейшего функционирования НТС

- Взаимодействие участников НТС

- Стандартизация и сертификация в рамках НТС

- Система управления функционированием комплексной телемедицинской системой

- Инфраструктура телемедицинской системы

 

В Круглом столе приняли участие представители: Совета Федерации, Государственной Думы, Минздрава России, Минкомсвязи России, Российской Академии Медицинских Наук, системных интеграторов, операторов связи, российских и зарубежных производителей телемедицинского оборудования, а также других заинтересованных организаций и ведомств.

По результатам дискуссий участники Круглого стола приняли Декларацию.

 

ДЕКЛАРАЦИЯ

 

Современное инновационное развитие национального здравоохранения невозможно без комплексного объединения традиционных клинических методов и современных инфокоммуникационных технологий, в том числе, направленных на совершенствования системы управления в здравоохранении, что отмечается в государственной программе "Развитие здравоохранения в Российской Федерации",

В программе указывается, что без разработки и внедрения самых современных системных решений, технологий и оборудования невозможно преодолеть системный кризис в здравоохранении, что полностью соответствует передовым тенденциям в мировом здравоохранении, документам ООН «Цели тысячелетия», Всемирной организации здравоохранения и Международного Союза Электросвязи, решениям «Большой восьмерки», поддерживается такими ведущими мировыми финансовыми институтами, как Всемирный Банк.

Важным направлением достижения целей государственной программы является широкое применение телемедицины (электронного здравоохранения) как «комплекса организационных, финансовых и технологических мероприятий, базирующихся на системе дистанционных консультационно-диагностических медицинских услуг, при которой пациент или врач, непосредственно проводящий обследование или лечение пациента, получают дистанционную консультацию другого специалиста, используя современные информационно-коммуникационные технологии».

Телемедицина является социально значимым и экономически эффективным инструментом для достижения следующих целей:

  • обеспечение равнодоступности медицинского и социального обслуживания населения Российской Федерации;
  • обеспечение единого высокого стандарта качества медицинского и социального обслуживания граждан Российской Федерации независимо от их места жительства и социального положения;
  • создание постоянных рабочих мест для высококвалифицированного медицинского и технического персонала;
  • расширение системы профилактических мероприятий в здравоохранении, включая сплошную диспансеризацию населения, защиту материнства и детства;
  • предоставление оперативной и качественной медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение дистанционного непрерывного процесса подготовки и переподготовки медицинского и управленческого персонала системы здравоохранения;
  • внедрение современных медицинских методов оказания медицинской помощи;
  • оптимизация расходов на здравоохранение за счет оперативного получения информации и сокращения числа ошибочных диагнозов;
  • переход к персональной телемедицине;
  • обеспечение медицинской помощи пожилому населению, людям с ограниченными возможностями;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Все большее значение приобретает роль телемедицины для сельского населения, которое составляет более трети населения России (около 40 млн. человек). В последнее время принимаются значительные усилия по развитию медицинской помощи сельскому населению, включая развитие сети и несокращение разнообразных медицинских организаций, ведется воссоздание и обновление ФАП-ов. С 2013 года субъектами РФ планируется приобретение большого числа передвижных медицинских комплексов

Телемедицинские системы и технологии базируются на новых, дистанционных формах взаимодействия лечащего врача и врача – консультанта, медицинского работника и пациента. Телемедицина будет экономически эффективной, только если она станет системой массового обслуживания не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Все это требует новых форм управления и технологий информационного обеспечения в здравоохранении. Применение телемедицинских системных решений, технологий и нового оборудования одновременно и требует и обеспечивает новые формы управления ресурсами в здравоохранении, модернизированные стандарты передачи, хранения и защиты медицинской и управленческой информации, высокотехнологичные формы управления действиями врачей-консультантов, а  также современные технологии документирования и доведения диагнозов и рекомендаций до лечащих врачей и пациентов.

Широкое использование компьютеризированных диагностических приборов и комплексов с цифровым представлением результатов также потребует расширения системы метрологии и технического обслуживания в медицинском приборостроении.

Телемедицина является инструментом решения всех этих задач, которые стоят перед системой здравоохранения, существенная часть, которых относится к бюджетной сфере.

Реализация телемедицинских систем и технологий требует гармоничной интеграции стандартов оказания медицинских услуг и контроля за бюджетной и внебюджетной деятельностью медицинских организаций. Такая масштабная задача, как, например, сплошная диспансеризация населения с использованием телемедицинских систем и технологий, потребует информационного взаимодействия органов здравоохранения и региональных (в первую очередь муниципальных) органов власти.

Вопросы создания и внедрения телемедицинских систем находятся под контролем государства. В рамках работы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, Рабочая группа № 5 «Медицинская техника и фармацевтика» рекомендовала начать поэтапное внедрение телемедицинских систем в России через создание пилотных региональных комплексных телемедицинских систем. Поручением Правительства РФ ИШ-П2-7852 от 9.11.2011 г. федеральным органам исполнительной власти и организациям поручено обеспечить выполнение пункта 2.5.1.2. Плана мероприятий по реализации второго этапа (2012-2015 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года по созданию совместимой комплексной национальной телемедицинской системы Российской Федерации.

Россия выступила инициатором разработки «Соглашения о сотрудничестве государств, стран – участников СНГ, в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании»,  подписанного 19.11.2010 г. в г. Санкт-Петербурге Главами правительств стран-участников СНГ, и модельного закона СНГ «О телемедицинских услугах», принятого Межпарламентской Ассамблеей 28 октября2010 г. в Санкт-Петербурге. Эти первые в мировой практике  документы по телемедицине столь высокого уровня являются основой создания совместимых телемедицинских систем государств целого региона. Также в течение последних 5 лет принято большое количество документов Администрации Президента, Правительства России и Межправительственных соглашений по вопросам внедрения телемедицины в России, СНГ и странах дальнего зарубежья.

Накоплен опыт разработки и социально и экономически успешного  функционирования системных решений, технологий и оборудования в различных регионах России. Российский опыт распространяется в государствах СНГ, во многих зарубежных государствах.

По программе модернизации здравоохранения ОАО «Ростелеком» формирует инфокоммуникационную среду федерального и регионального уровня для телемедицины. Решается проблема «последней мили» на мультисервисных технологиях для лечебных учреждений всех уровней. Формируется мощнейший корпоративный вычислительный ресурс на сети информационных центров.

Это означает, что в России сегодня созданы все необходимые предпосылки к широкомасштабному внедрению телемедицинских систем, к созданию Национальной телемедицинской системы (НТС) Российской Федерации.

По итогам круглого стола участниками мероприятия были определены основные факторы, сдерживающие масштабное развитие и внедрение телемедицины, среди которых отсутствие детально проработанного комплексного проекта поэтапного создания национальной телемедицинской системы, недостаточная проработка вопросов применения профильных информационных систем, необходимость формирования новых стандартов и развитие законодательной и нормативной базы. Подготовка такого проекта национального масштаба возможна только в рамках межведомственной и междисциплинарной деятельности.

Для решения этих задач участники круглого стола предлагают:

  1. Создать под эгидой Государственной думы Федерального Собрания РФ рабочую группу экспертов, представляющих весь спектр знаний для решений системных проблем телемедицины.
  2. Продолжить внедрение системных решений и технологий телемедицины, выработку стандартов по диагностике и оказанию медицинской помощи, а также создание новых медицинских приборов с выходом в телекоммуникационные сети, которые будут реализованы в рамках научно-исследовательских работ, проводимых Минздравом РФ, Минкомсвязи РФ, Минпромторгом РФ, Минобрнауки РФ, МЧС, ФСКН, Ростехнологией и координируемых рабочей группой экспертов.
  3. Расширить практику реализации пилотных проектов создания комплексных телемедицинских систем в регионах России на основе применения связанных в единую систему полного семейства многофункциональных мобильных лабораторно-диагностических телемедицинских комплексов и стационарных телемедицинских консультационно-диагностических центров.
  4. Приступить к подготовке ФЦП по развитию системы здравоохранения на основе телемедицины, реализация которой могла бы проходить по моделям государственного здравоохранения и частно - государственного партнерства.
  5. Провести в марте-апреле 2013 года конференцию по проектному внедрению телемедицины под эгидой Администрации Президента, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с участием заинтересованных ведомств, предприятий и организаций (в том числе Инфокоммуникационного союза и Ассоциации предприятий ОПК производителей медицинских изделий и оборудования).

Рекомендовать рабочей группе экспертов, заинтересованным министерствам и организациям способствовать внедрению российских системных решений, технологий и оборудования в области телемедицины в странах СНГ и дальнего зарубежья. Активизировать международное сотрудничество в области телемедицины (электронного здравоохранения), том числе участвовать в выполнении Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационного общества в части вопросов телемедицины, а через Региональное содружество в области связи возобновить деятельность региональной рабочей группы по телемедицине.